Войти
Регистрация
Персоны
Николаи
Композитор
Биография
Из пяти опер Николаи, современника Шумана и Мендельсона, известна лишь одна, «Виндзорские проказницы», очень популярная на протяжении полувека — вплоть до конца XIX столетия, до появления «Фальстафа» Верди, использовавшего сюжет той же комедии Шекспира.
Отто Николаи, родившийся 9 июня 1810 года в столице Восточной Пруссии Кёнигсберге, прожил недолгую, но деятельную жизнь. Отец, малоизвестный композитор, пытался осуществить свои честолюбивые замыслы и сделать из одаренного мальчика вундеркинда. Мучительные занятия побудили Отто предпринять несколько попыток побега из отчего дома, что, наконец, и удалось, когда подростку исполнилось шестнадцать лет. С 1827 года он живет в Берлине, учится пению, игре на органе и композиции у известного композитора, руководителя Певческой капеллы К. Ф. Цельтера. Другим его педагогом по композиции в 1828— 1830 годах был Б. Кляйн. В качестве члена Певческой капеллы Николаи в 1829 году не просто участвовал в знаменитом исполнении «Страстей по Матфею» Баха под управлением Мендельсона, но пел партию Иисуса.
В следующем году было напечатано первое произведение Николаи. Закончив обучение, он получает место органиста прусского посольства в Риме и покидает Берлин. В Риме он изучает произведения старых итальянских мастеров, особенно Палестрины, продолжает занятия композицией у Дж. Баини (1835) и приобретает известность в столице Италии как пианист и фортепианный педагог. В 1835 году он пишет музыку на смерть Беллини, а в следующем — на смерть знаменитой певицы Марии Малибран.
Почти десятилетнее пребывание в Италии ненадолго прерывается работой в качестве дирижера и учителя пения в Венской Придворной опере (1837–1838). Вернувшись в Италию, Николаи принимается за работу над операми на итальянские либретто (одно из них предназначалось первоначально Верди), в которых обнаруживается несомненное влияние самых популярных композиторов того времени — Беллини и Доницетти. На протяжении трех лет (1839–1841) все 4 оперы Николаи ставятся в различных городах Италии, а «Храмовник» по роману Вальтера Скотта «Айвенго» пользуется популярностью не меньше десятилетия: идет в Неаполе, Вене и Берлине, Барселоне и Лиссабоне, Будапеште и Бухаресте, Петербурге и Копенгагене, Мехико и Буэнос-Айресе.
1840-е годы Николаи проводит в Вене. Он ставит новый вариант одной из своих итальянских опер в переводе на немецкий язык. Помимо дирижерской деятельности в Придворной капелле, Николаи приобретает известность и как организатор филармонических концертов, в которых под его руководством, в частности, исполняется Девятая симфония Бетховена. В 1848 году он переезжает в Берлин, работает дирижером Придворной оперы и Домского собора. 9 марта 1849 года композитор дирижирует премьерой своей лучшей оперы — «Виндзорские проказницы».
Два месяца спустя, 11 мая 1849 года, Николаи умирает в Берлине.
А. Кенигсберг
Отто Николаи, родившийся 9 июня 1810 года в столице Восточной Пруссии Кёнигсберге, прожил недолгую, но деятельную жизнь. Отец, малоизвестный композитор, пытался осуществить свои честолюбивые замыслы и сделать из одаренного мальчика вундеркинда. Мучительные занятия побудили Отто предпринять несколько попыток побега из отчего дома, что, наконец, и удалось, когда подростку исполнилось шестнадцать лет. С 1827 года он живет в Берлине, учится пению, игре на органе и композиции у известного композитора, руководителя Певческой капеллы К. Ф. Цельтера. Другим его педагогом по композиции в 1828— 1830 годах был Б. Кляйн. В качестве члена Певческой капеллы Николаи в 1829 году не просто участвовал в знаменитом исполнении «Страстей по Матфею» Баха под управлением Мендельсона, но пел партию Иисуса.
В следующем году было напечатано первое произведение Николаи. Закончив обучение, он получает место органиста прусского посольства в Риме и покидает Берлин. В Риме он изучает произведения старых итальянских мастеров, особенно Палестрины, продолжает занятия композицией у Дж. Баини (1835) и приобретает известность в столице Италии как пианист и фортепианный педагог. В 1835 году он пишет музыку на смерть Беллини, а в следующем — на смерть знаменитой певицы Марии Малибран.
Почти десятилетнее пребывание в Италии ненадолго прерывается работой в качестве дирижера и учителя пения в Венской Придворной опере (1837–1838). Вернувшись в Италию, Николаи принимается за работу над операми на итальянские либретто (одно из них предназначалось первоначально Верди), в которых обнаруживается несомненное влияние самых популярных композиторов того времени — Беллини и Доницетти. На протяжении трех лет (1839–1841) все 4 оперы Николаи ставятся в различных городах Италии, а «Храмовник» по роману Вальтера Скотта «Айвенго» пользуется популярностью не меньше десятилетия: идет в Неаполе, Вене и Берлине, Барселоне и Лиссабоне, Будапеште и Бухаресте, Петербурге и Копенгагене, Мехико и Буэнос-Айресе.
1840-е годы Николаи проводит в Вене. Он ставит новый вариант одной из своих итальянских опер в переводе на немецкий язык. Помимо дирижерской деятельности в Придворной капелле, Николаи приобретает известность и как организатор филармонических концертов, в которых под его руководством, в частности, исполняется Девятая симфония Бетховена. В 1848 году он переезжает в Берлин, работает дирижером Придворной оперы и Домского собора. 9 марта 1849 года композитор дирижирует премьерой своей лучшей оперы — «Виндзорские проказницы».
Два месяца спустя, 11 мая 1849 года, Николаи умирает в Берлине.
А. Кенигсберг
Концерты
29
декабря,2024
20:00
04
января,2025
19:00
05
января,2025
19:00
11
декабря, 2020
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год