Персоны

Георг Фридрих Гендель

Композитор

Биография

Немецкий композитор. Прожил около 50 лет в Англии, с которой связаны основные творческие достижения. Необычайно разнообразное творчество Генделя включает более 40 опер-сериа, составляющих важную часть его художественного наследия. При жизни композитора его оперы, созданные преимущественно на антично-библейские сюжеты (к тому же на итальянском языке), с большим трудом получали признание, зачастую проваливались вовсе. Лишь в наше время многие из них обрели как бы второе рождение и сейчас повсеместно звучат на оперных сценах и фестивалях, записываются ведущими дирижерами мира. В целом, оперы Генделя, как и все творчество композитора, музыкальная наука относит к стилю барокко. Наряду с Германией, англичане считают Генделя выдающимся национальным гением (в 1727 композитор принял английское подданство). Его сочинения здесь весьма популярны. Виднейшими интерпретаторами оперного творчества Генделя в Англии являются Хогвуд и, в особенности, Гардинер, который с 1981 был художественным руководителем генделевского оперного фестиваля в Гёттингене (основан в 1920, на открытии была поставлена опера «Роделинда»).

В последние годы жизни Гендель перестал сочинять оперы и создал ряд ораторий («Мессия», «Самсон» и др.), где, не связанный театральными условностями, полностью раскрыл свой блестящий талант. Наиболее значительными из опер Генделя являются: «Ринальдо» (1711), «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделинда» (1725, Лондон, либретто Н. Гейма), «Роланд» (1733), «Альцина» (1735), «Ариодант» (1735), «Ксеркс» (1738, Лондон, либретто Н. Минато, со знаменитым Largo «Ombra mai fu») и, наконец, последняя опера «Дейдамия» (1741, Лондон). В поздних сочинениях Генделя уже появляются комедийные и пародийные элементы, предвосхищающие т. н. «веселую драму» (dramma giocosa). В 20 в. возникла новая тенденция: ставить на сцене наиболее драматически развитые оратории Генделя. Среди лучших из них «Семела», «Геркулес» (1745). В России Гендель ставился редко. Так, например, лишь в 1979 состоялась русская премьера одного из лучших сочинений композитора — оперы «Юлий Цезарь» (Большой театр).

Е. Цодоков
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»