Персоны

Найман

Композитор

Биография

Майкл Найман (Michael Nyman) - знаменитый британский композитор, один из основателей стиля музыкального минимализма. Именно ему принадлежит авторство данного термина. В 1968 году он впервые использовал его в рецензии на работу Корнелиуса Кардью «The great digest», затем расшифровал это понятие в 1974 году в своей книге «Experimental Music: Cage and Beyond», посвященной Джону Кейджу и авангардной музыке в целом.
Родился 23 марта 1944 года в Лондоне. Специальное образование Майкл Найман получил в Королевской музыкальной академии и в Королевском музыкальном колледже, где учился на курсе композитора Алана Буша, а специализировался на английском барокко у известного музыковеда Терстона Дарта. Увлекшись гармониями английской народной музыки XVI и XVII веков, Найман отправился в творческую командировку в Румынию, откуда, по мнению его наставников, вышел весь европейский фольклор. В середине 60-х годов Найман окончил оба учебных заведения и стал экспериментировать как с поп-музыкой, так и с классикой, однако, в первую очередь, его привлекали композиции, сделанные в соответствии с традициями музыкальной школы Штокхаузена. В период с 1964-го по 1976 год Майкл Найман сочинял мало, посвящая себя главным образом теоретическим исследованиям в области современной музыки - тогда же он выступал в роли музыкального критика для таких изданий, как “The Listener”, “New Statesman” и “The Spectator”. В рецензии на работу английского композитора Корнелиуса Кардью он впервые употребил термин “минимализм” как описание стилистических особенностей музыки.

В первой половине 70-х Найман выступал с самыми разными коллективами, от классических оркестров The Scratch Orchestra и Portsmouth Sinfonia, до ориентированных на рок группами Стива Рейча и Flying Lizards. В 1974 году музыкант издал книгу “Experimental Music - Cage And Beyond”, посвященную творчеству композиторов-экспериментаторов, главным образом Джону Кейджу. По мнению специалистов, в процессе работы над книгой Найман “поймал и собственную музу” - в 1976 году он принял приглашение директора Национального музыкального театра Харрисона Бертуистла сделать аранжировку популярной венецианской песни XVIII века для музыкального спектакля по пьесе Гольдони “II Campiello”. В инструментарий новой версии Майкл Найман ввел средневековые инструменты, а также басовые барабаны и сопрано-саксофоны - произведение игралось на оглушительной громкости, что, по мнению аранжировщика, давало слушателю возможность в полной мере почувствовать полифоничную палитру вещи. Закончив работу над спектаклем, Найман с теми же музыкантами принялся за новое произведение - получившуюся акустическую пьесу коллектив, назвавшийся The Michael Nyman Band, записал в 1980 году.

Первый успех пришел к композитору в 1982 году, когда Найман написал музыку к новому фильму Гринуэя “Контракт рисовальщика” (“The Draughtsman s Contract”) - впоследствии сотрудничество режиссера и композитора стало регулярным, Найман писал музыку практически ко всем картинам Гринуэя. Для работ Наймана того периода характерны монотонные рефрены главной темы, нарочито шероховатые басовые партии кларнетов и пронзительные высокие звуки струнных. Специалисты услышали в ранних работах Наймана явное влияние Моцарта, в первую очередь это относится к таким произведениям, как “In Re Don Giovanni”, 1976 год, “I ll Stake My Cremona” и “Jew s Trump”, 1983 год. Заимствования из классики слышны и в таких произведениях Наймана, как камерная опера 1986 года “The Man Who Mistook His Wife For A Hat” и “String Quarter No. 2” 1988 года.

В 1990 году Майкл Найман написал “Six Celan Songs” - произведение, построенное на поэмах Пола Селана, которое удачно исполнила немецкая певица Уте Лемпер, работавшая с Найманом над партитурой к фильму “Книги Просперо”. Среди множества интересных работ Наймана специалисты единодушно отдают предпочтение музыке к фильму Джейн Кэмпион “Пианино”, 1992 год, которую Найман затем неоднократно аранжировал под всевозможные оркестровые форматы, включая концерт для двух фортепиано, струнного квартета, саксофона и струнных. В работе 1992 года “The Upside-Down Violin” композитор отдал должное классическому европейскому этносу, в 1993 году вместе со своим оркестром записал симфонию “Musique A Grande Vitesse”. Среди киноработ 90х годов критики отмечают музыку к фильмам “Carrington”, 1995 год, и “Gattaca”, 1997 год.
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»