Презентация книги Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» прошла в Петербургской филармонии

Фото: Анна Флегонтова

27 января в Бетховенском фойе Большого зала филармонии состоялась презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти».

Книга Юлии Кантор является первым целостным повествованием об исполнениях «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в годы Второй мировой войны. Создание такого труда заполняет лакуну в истории советской музыки и в социально-политической истории соответствующих лет. История создания «Ленинградской» симфонии Шостаковича вписана яркими штрихами в культурную память поколений, однако имеет большое количество лакун. Парадоксально, но факт: за 80 с лишним лет, прошедших с премьеры, многие детали подготовки и исполнения неизвестны вовсе или мифологизированы, как не вполне изучены «география» и «календарь» исполнений. В тени внимания исследователей остаются и так называемые привходящие обстоятельства – блокадные будни ленинградского оркестра, проблемы размещения прибывших в эвакуацию ленинградских музыкантов и их взаимоотношения с местными деятелями культуры, вынужденными уступать им не только сцену, но и свое жилье… Используемые в монографии неизвестные документы из федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов (ГМИ СПб, Музея музыкального и театрального искусства, Музея политической истории России и др.), позволяют существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные.

Книга Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» (М., РОССПЭН, 2024) позволяет как специалистам, так и всем, кто интересуется социальной историей Великой Отечественной, узнать неизвестные сюжеты, связанные с подготовкой премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в СССР и за рубежом, а также – с ее общественно-политическим эффектом в годы Второй мировой войны. Она дает возможность не только узнать новые факты об этом уникальном явлении гуманитарной истории Второй мировой, но и побуждает задуматься о роли Искусства в мире, охваченном войной.

Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и Оркестр Ленинградского радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. 

Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер.

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Подробная информация о жизни Ленинградской филармонии в годы войны доступна в историческом разделе официального сайта филармонии, а также на сайте «Столетие филармонии», запущенном в 2021 году к столетнему юбилею старейшей концертной организации страны.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»